Распределитель рулевой рейки: признаки неисправности и ремонт
Ремонт распределителя рулевой рейки можно провести даже в обычном гараже, если есть все необходимые инструменты и запчасти, а также умение работать со съемниками и ручной фрезой. После такого ремонта распределитель будет работать как новый, а значит, езда на машине снова станет комфортной и безопасной.
Если у вашей машины тугой руль, но подвеска исправна, а рулевой механизм в порядке, то необходим ремонт распределителя рулевой рейки. Ведь именно от него зависит эффективность работы гидроусилителя, который помогает водителю поворачивать руль (рулевое колесо, баранку) без напряжения.
Как устроен распределитель
Мы уже рассказывали об устройстве, а также общих принципах работы этого механизма тут (Принцип работы рулевой рейки с гидроусилителем), поэтому повторим лишь общие принципы. Насос ГУР создает давление в системе, достаточное для поворота колес при любых оборотах двигателя. Распределитель, состоящий из торсиона и золотника (нередко термин «золотник» применяют ко всему механизму) реагирует на относительно небольшой поворот баранки, благодаря изгибу торсиона того усилия, которое прикладывает водитель, недостаточно для поворота колес.
При этом отверстия в золотнике и корпусе распределителя совпадают, поэтому жидкость поступает гидроцилиндр, вынуждая его поворачивать колесо. Как только изгиб торсиона будет компенсирован, подача жидкости прекращается, а поворотные кулаки колес застывают в выбранном положении. Такая конструкция не только избавляет водителя от необходимости прикладывать большие усилия для поворота колес, но и обеспечивает обратную связь с дорогой, ведь человек за рулем ощущает неровности земли, а значит, может правильно на них реагировать.
Неисправности
Неисправностями распределителя являются:
- износ уплотняющих колец;
- износ внутренней поверхности корпуса;
- потеря упругости или перелом торсиона.
Ремонт
Чтобы отремонтировать этот механизм, необходимо сначала снять рулевую рейку с автомобиля. Если разбирать устройство прямо на автомобиле, то подкапотная грязь попадет внутрь, после чего быстро сотрет как уплотнители, так и корпус. Мы не будем описывать демонтаж рулевого устройства и снятие с него распределителя, потому что порядок действий зависит от модели и комплектации автомобиля, а сразу же перейдем к ремонту, которое состоит из следующих этапов:
- разбор и дефектовка;
- выбор запчастей;
- фрезеровка и гильзовка;
- замена уплотнителей;
- сборка механизма;
- сборка и установка рейки на автомобиль.
Разбор и дефектовка
Чтобы разобрать механизм гидрораспределителя, снимите стопорное кольцо, которое удерживает его вал (привод) в корпусе, затем вытащите вал в сборе. В зависимости от модели автомобиля, все детали привода соединены между собой либо штифтами, либо стопорными кольцами, поэтому изучите видео по ремонту рейки вашей машины и, только после этого разбирайте механизм. Если вы раньше не делали такого ремонта самостоятельно, то фотографируйте каждый этап, такие фотографии помогут вам правильно собрать вал воедино.
Разобрав механизм, приступайте к дефектовке. Для этого:
- Осмотрите внутреннюю поверхность корпуса, меняя угол падения света. Если под каким-то углом в любом месте поверхность выглядит иначе, чем везде, значит, появилась выработка и деталь нужно ремонтировать.
- Осмотрите золотник, если на поверхности колец не видно синих точек, значит, их износ больше допустимого и уплотнители нужно менять.
- Осмотрите торсион, все его грани, включая косые зубья в нижней части, должны быть одинаковыми по всей длине. Убедитесь, что упругий вал надежно прикреплен к нижней части.
Если вы обнаружили какой-то дефект, то эту деталь нужно менять или ремонтировать.
Выбор запчастей
Если вы не меняли рулевую рейку, то все запчасти, необходимые для ремонта гидравлического распределителя проще всего заказать с помощью каталога, подобрав модель автомобиля по VIN-коду. Гораздо сложней с подбором ремонтного стакана, ведь его нужно подбирать по внутреннему диаметру и высоте, а уже потом под него фрезеровать рейку.
Фрезеровка и гильзовка
В магазинах доступны комплекты для фрезеровки картера распределителя рулевой рейки, в их состав входят:
- направляющие;
- штоки;
- резьбовые шпильки разной длины;
- фрезы (шарошки) разного диаметра.
Помимо такого набора вам понадобятся тиски и ключ-трещотка. Чтобы убрать выработку, поставьте корпус золотника в тиски и зафиксируйте там, затем установите направляющие из комплекта. Наденьте соответствующую фрезу на шток и, вставив его в направляющую, крутите ключом трещеткой. Фрезу прогоняйте сверху до низу картера, а обработку проводите в 2 этапа – грубый и чистовой.
После окончания фрезеровки удалите из корпуса алюминиевую стружку и тщательно продуйте все каналы, чтобы в них не осталось лишнего металла. Если вы не смогли достать готовую гильзу на ваш ремонтный размер, то закажите ее изготовление хорошему токарю, но, мы рекомендуем сначала хорошо поискать по различным интернет магазинам автозапчастей.
Найдя или изготовив соответствующую гильзу, приступайте к следующему этапу ремонта распределителя рулевой рейки, то есть к гильзовке. Для этого вам потребуется тот же набор инструментов, который вы применяли при фрезеровании. Придерживайтесь следующего порядка действий:
- вставьте, затем зафиксируйте направляющие;
- возьмите длинную резьбовую шпильку с головкой под ключ-трещетку и наденьте на нее шайбу, наружный диаметр которой равен наружному диаметру гильзы;
- гильзу обильно смажьте любым маслом, без разницы, АТФ или моторное;
- ровно, без перекосов, вставьте гильзу в картер;
- вставьте подготовленную резьбовую шпильку с шайбой;
- зафиксируйте снизу шпильку гайкой;
- плавно закручивайте шпильку, чтобы она запрессовала гильзу в картер, не вздумайте стучать по ней молотком, если у вас есть гидравлический пресс для замены сайлентблоков, воспользуйтесь им;
- когда гильза займет свое место, просверлите ее в местах штатных отверстий корпуса, диаметр сверла определяйте по размеру отверстий.
На этом гильзовка завершена, поэтому можно приступать к следующему этапу ремонта гидрораспределителя – замене уплотняющих тефлоновых колец, о чем мы подробно рассказывали тут (Этапы замены тефлоновых колец рулевой рейки).
Сборка и установка рейки на автомобиль
Сначала соберите вал распределителя, в этом вам помогут фотографии, которые вы делали во время разборка этой детали. Помните, если что-то куда-то не вставляется, значит, вы неправильно проводите сборку. Сверьтесь еще раз с фото, посмотрите видео, затем успокойтесь и соберите узел правильно. Перед установкой вала распределителя в рейку, обязательно смажьте его густой смазкой. Не забудьте проверить состояние подшипников, возможно, их тоже нужно менять. Когда рулевой механизм будет полностью собран, установите его на автомобиль, затем залейте новую жидкость (АТФ) и прокачайте.
Для этого, постоянно контролируя уровень, при заведенном двигателе поверните руль до упора в одну сторону затем в другую. Выполните такие повороты 2–3 раза, после чего лишний воздух выйдет из системы и, гидроусилитель будет работать нормально.
Заключение
Ремонт распределителя рулевой рейки можно провести даже в обычном гараже, если есть все необходимые инструменты и запчасти, а также умение работать со съемниками и ручной фрезой. После такого ремонта распределитель будет работать как новый, а значит, езда на машине снова станет комфортной и безопасной.
[ad_2]
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!